ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: ИЗ ВЧЕРА В ЗАВТРА

 

Перспективами развития Человека и Человечества занимается Философия, определяющая вопросы расширения мировоззренческих границ, вхождения в новые уровни и категории окружающего нас мира. Философия призвана своевременно нарабатывать новые парадигмальные основания, соответствующие масштабам будущих реализаций Человечества. Анализ современных представлений о путях развития выявил, что полем борьбы разных перспектив и стратегий развития Цивилизации стандартно является  уровень и тип технологий. Уровень развития техники определяется как критерий цивилизованности. И далеко не всегда, а точнее, вообще никогда, исследователи не акцентируются на уровень развития самого Человека (внутренний критерий цивилизованности).

           Философский анализ Цивилизационного развития выявил некоторые «тупики» развития, те проблемы, которые неожиданно проявились при попытках продвижения принципов развития Человечества. Основные килл-пойнты (kill points – этап критического анализа, определяющего точки нивелирования, уничтожения какого-либо процесса в системе) цивилизационного развития были проявлены в следующих областях:

·         Несостоятельность самой Философии. Отсутствие новых идей и смыслов развития.

·         Отсутствие новой Философии стратегии развития Человечества.

·         Отношение к Человеку как капиталу и ресурсу. Отсутствие цельности понимания Человека.

·         Отсутствие перспектив развития (terra incognita, экспансия). Границы развития.

·         Философия управления материей.

·         Институция глобального развития.

Выявленные килл-пойнты, или Вызовы, предназначены для концентрации внимания специалистов не просто на проблемах, а скорее, на точках перспективного роста, куда, прежде всего, и необходимо направлять усилия по активизации процесса поиска и определения цивилизационного развития. Критерием определения глобальности проблем, оперируемых цивилизационным развитием, являются их общность и комплексность. Это проблемы, которые:

·         затрагивают интересы всего Человечества и его будущего, в этом смысле имеют общечеловеческий характер;

·         становятся объективным фактором развития общества в масштабах планеты, в этом смысле имеют общемировой, планетарный (минимально) характер;

·         нуждаются в неотложных решениях (их нерешённость может привести к непоправимым тяжёлым последствиям для всего Человечества);

·         требуют для своего решения согласованных и объединенных усилий всего Человечества.

Рассмотрим общие черты выявленных проблем с позиции планетарной Философии и с точки зрения Синтез-Философии.

 

Славинский Дмитрий Анатольевич

Кандидат биологических наук

dslav@yandex.ru

 

 

(Человек и Человечество: из Вчера в Завтра // Сб. статей и материалов Конференции Философии Синтеза, Москва, 2020.)